Профотбор для диспетчеров увд

Содержание

Они управляют полетами: авиадиспетчеры о своей работе

Профотбор для диспетчеров увд

20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Корреспондент m24.

ru Маргарита Маслова побеседовала с сотрудниками Московского центра автоматизированного управления воздушным движением – вице-президентом Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Андреем Булиным и диспетчером подхода МЦ АУВД Владиславом Преображенским.

О том, кого берут в авиадиспетчеры, как профессия влияет на повседневную жизнь, почему возникают диспетчерские ошибки, и стоит ли бояться грозы, – читайте в этом материале.

официальный сайт МЦ АУВД

Диспетчерские будни

Авиадиспетчер обеспечивает безопасность полетов и воздушного движения.

С помощью радиотелефонной связи он контролирует обстановку в небе и отдает пилоту команды, связанные с набором или снижением высоты, изменением курса полета и скорости воздушного судна.

В воздухе так же, как и на дорогах, могут образовываться пробки: “трассы”, по которым летают самолеты, очень часто пересекаются – диспетчер, в свою очередь, организовывает воздушное движение так, чтобы авиалайнеры не столкнулись на одной высоте.

– Как проходит рабочий день авиадиспетчера?

Андрей Булин: В столичном центре управления воздушным движением рабочий день начинается с инструктажа смены, в ходе которого сотрудник получает необходимую аэронавигационную и метеорологическую информацию. Затем диспетчер отправляется в зал по управлению воздушным движением и приступает к непосредственным обязанностям за своим рабочим местом, где он находится до тех пор, пока его не сменит коллега.

– Вы можете периодически отлучаться от рабочего места во время смены? Или работа настолько напряженная, что отойти никуда нельзя?

Андрей Булин: Согласно документации, диспетчер должен делать перерыв каждые два часа – в противном случае теряется концентрация внимания. При этом, рабочее место не пустует: коллеги постоянно меняются друг с другом.

Диспетчеры тоже люди и могут отойти пообедать или попить кофе, как и на любой другой работе.

Кроме того, воздушное пространство над Москвой отличается высокой интенсивностью, поэтому сотрудникам необходимо периодически отлучаться, чтобы, как говорится, взгляд не замыливался.

официальный сайт МЦ АУВД

– Что привлекает вас в своей профессии больше всего?

Владислав Преображенский: Разнообразие в работе. Каждый день происходит что-то новое: новые экипажи, новые рейсы. Спектр обязанностей меняется вместе с погодой: например, если ветер поменяет свое направление, изменится и курс взлета с аэропортов, а вместе с ним появятся новые схемы вылетов и прилетов. Или новые воздушные конфликты при пересечении курсов самолетов.

– Что самое сложное в работе авиадиспетчера?

Владислав Преображенский: Погода и сильное интенсивное движение в воздушном пространстве над Москвой. Если движение еще можно как-то организовать, то с законами природы приходится мириться.

При грозах небо становится похожим на муравейник, а экипажи просят изменить курсы полетов для обхода грозы, поскольку летать в грозовых облаках запрещено и очень опасно. При таких условиях никакой речи о полете по трассам идти не может. В воздухе начинается хаотичное движение самолетов, что повышает вероятность их схождения.

В подобных ситуациях эфир радиообмена очень сильно забит, и авиадиспетчеру нужно быть предельно внимательным, разводя самолеты на разные высоты.

“Все современные воздушные суда оборудованы метеолокаторами, с помощью которых пилот может сам увидеть опасное погодное явление и запросить у диспетчера курс для обхода данного участка”

– Как проходит общение с пилотом? Вы общаетесь на “обычном” языке или пользуетесь какой-либо специальной кодировкой?

Андрей Булин: Общение происходит по радиотелефонной связи – это обычный язык, построенный на стандартной фразеологии радиообмена, необходимой для оптимизации эфирного времени.

Владислав Преображенский: Фразеологию радиообмена можно назвать авиационным языком – это специальный набор коротких команд и фраз для обеспечения безопасности полетов. При этом, допускается обычная разговорная речь.

В кабине пилота может находиться друг, с которым можно обменяться парой дружеских фраз, либо попросить экипаж передать “привет” одному из пассажиров самолета.

Такие вещи, конечно же, можно делать только в тех случаях, когда это не влияет на безопасность экипажа.

– Расскажите о процессе вашей коммуникации с метеослужбами. Действительно ли погода так сильно влияет на воздушное движение? Как вы справляетесь со стихией?

Андрей Булин: Общение с метеослужбами обычно касается вышек, обеспечивающих взлет и посадку самолетов. Если говорить про влияние погоды, то для самолетов может быть опасна грозовая облачность.

Однако все современные воздушные суда оборудованы метеолокаторами, с помощью которых пилот может сам увидеть опасное погодное явление и запросить у диспетчера курс для обхода данного участка. Как правило, о погодных условиях сообщают на инструктаже еще вначале рабочего дня.

Соответственно, мы всегда готовы к тому, что экипаж может поменять свой курс в связи с неблагоприятной погодой.

Владислав Преображенский: Перед началом каждой смены метеоролог рассказывает о текущей и прогнозируемой погоде на аэродромах и воздушных трассах.

В зависимости от погодных условий с самолетом случается многое: его может сильно “тряхнуть” от ветра, бывает, что на краях крыла образовывается лед и так далее.

Диспетчеры в таких ситуациях обязаны сообщить пилоту о возможных сложных метеоусловиях на трассе или в районе взлета и посадки самолета.

Диспетчерские ошибки

m24.ru/Александр Авилов

– Какие диспетчерские ошибки встречаются чаще всего? Почему они возникают, и как их предотвратить?

Владислав Преображенский: Самые распространенные ошибки связаны с высотами самолетов. Когда самолету необходимо снижаться, на его пути могут встретиться попутные, либо встречные авиалайнеры – это и создает так называемый конфликт.

Чтобы его избежать, нужно “пересечь” занятые другими самолетами высоты, не нарушив безопасные интервалы.

Если же это не получается и диспетчер допускает ошибку, на самолетах срабатывает система предупреждения об опасном столкновении, которая выдаст указание экипажу воздушного судна на изменение высоты для избежания столкновения с другим авиалайнером.

В этом случае команды диспетчера отходят на второй план до разрешения ситуации. Ошибки встречаются и среди пилотов – зачастую это неправильное подтверждение экипажем команды диспетчера. Избежать таких неприятностей можно, если внимательно слушать эфир и анализировать воздушную обстановку в небе.

Андрей Булин: Одними из причин ошибок диспетчера являются несовершенство структуры воздушного пространства и устаревшее оборудование, которое еще не успели заменить. Также велика вероятность ошибок в часы пик, которые есть не только на дорогах, но и на небе. Как правило, это вечернее время пятницы и воскресенья, праздники и сезон отпусков – больше всего нагрузок приходится на конец августа.

“Эта профессия так или иначе влияет на твое восприятие по жизни. Например, сидя в самолете в качестве пассажира невозможно не представлять, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент”

– Насколько велика роль человеческого фактора в этом контексте?

Андрей Булин: Очень высока. Наша работа – один сплошной человеческий фактор. С ним связано большинство ошибок пилотов и диспетчеров. К сожалению, человек имеет свойство ошибаться. В этой связи установленная на борту самолета система предупреждения столкновения в воздухе очень подстраховывает – часто она является последней зацепкой для экипажа в различных форс-мажорных ситуациях.

Владислав Преображенский: Пока в этой сфере работают люди, человеческий фактор будет присутствовать всегда. Нам же остается только работать над тем, чтобы сводить его к минимуму. Как правило, после каждой ошибки пилота или диспетчера проводится анализ ситуации. Каждую ошибку подробно разбирают, чтобы не повторить ее впредь.

Таких берут в авиадиспетчеры: как стать “режиссером” воздушного движения

m24.ru/Александр Авилов

– Как проходит отбор в авиадиспетчеры? Какими качествами должен обладать хороший кандидат?

Андрей Булин: Кандидату в диспетчеры нужно пройти медкомиссию и профессиональный отбор. Врачи проверяют будущего сотрудника на наличие каких-либо хронических заболеваний, а специалисты отрасли, в свою очередь, должны определить, может ли человек работать диспетчером в принципе.

Как в музыке: если у человека нет врожденного слуха, ему будет очень сложно состояться в этой области. Так же и у диспетчеров, которые обязательно должны обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, быстрота принятия решений, хорошая память и умение работать в команде.

Эти качества могут выявить профессиональные тесты.

Владислав Преображенский: Помимо внимательности и хорошей реакции, диспетчеру необходимо обладать отличным пространственным мышлением, чтобы человек мог представить себе воздушное судно в трех плоскостях, учитывая изменения его высоты, скорости и курса полета, а также положение авиалайнера по отношению к другим самолетам. Кроме того, при трудоустройстве необходимо иметь успешно сданный экзамен по английскому языку для авиадиспетчеров по шкале ICAO – результат должен быть не ниже четвертого уровня.

– Достаточно ли диплома о высшем образовании, чтобы человек сел за диспетчерский пульт? Или организация проводит дополнительное обучение прежде, чем сотрудник приступит непосредственно к работе?

Андрей Булин: Процедура приема на работу в нашей сфере, в принципе, достаточно стандартная. Тем не менее, прохождение предварительной стажировки является обязательным условием для молодого специалиста.

В первую очередь, диспетчер должен освоить оборудование, на котором ему предстоит работать, ознакомиться с зоной своей ответственности, изучить специфику сектора или района. Все действия контролируются диспетчером-инструктором.

По окончании стажировки, примерно через полгода, специалиста еще раз проверяют и принимают решение, готов ли он приступить к своим обязанностям или нет. Если необходимо, стажировку могут продлить.

официальный сайт МЦ АУВД

– Как проверяют специалистов по окончании стажировки?

Андрей Булин: Сотрудник должен пройти испытания на специальном тренажере и сдать зачеты. Но это не физика и математика, которые мы сдавали, например, в училище, а специальные дисциплины, связанные с безопасностью полетов, летно-техническими характеристиками самолетов, фразеологией радиообмена, знанием нормативных документов и так далее.

– Существуют профессиональные сферы, в которых наличие профильного образования не играет решающей роли при трудоустройстве. Насколько специализация и наличие вузовской подготовки важны для авиадиспетчеров? Можно ли освоить вашу область самостоятельно?

Андрей Булин: “Самоучек” в нашей сфере нет, поскольку в данном случае цена профессиональной ошибки может оказаться слишком высокой. Диспетчеров готовят в авиационных вузах. Таких, как МАИ.

Однако бывают случаи, когда работодатель принимает сотрудников с различным высшим инженерно-техническим образованием и отправляет их на годичные курсы, подготавливающие специалистов непосредственно по профессии диспетчера.

После курсов человек проходит стажировку, и только потом его могут взять на работу.

– Где готовят авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: В России не так много мест, где обучают конкретно по этой специальности. Как правило, высшее образование авиадиспетчера получают в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Среднее – в Красноярске. Без диплома о высшем образовании на работу не примут, потому и “самоучек” в нашей профессии нет.

“А девушки потом”: чем живут диспетчеры, помимо самолетов

m24.ru/Александр Авилов

– Первым делом самолеты, а девушки потом. Насколько эту фразу можно применить к авиадиспетчерам? Влияет ли работа в авиации на семейную жизнь?

Владислав Преображенский: От части. От нас зависит безопасность не только пилотов, но и пассажиров, поэтому все личные проблемы мы стараемся оставлять за пределами работы. В крайних случаях авиадиспетчера могут подменить.

Андрей Булин: Наоборот, девушки всегда на первом месте (смеется). Более того, сегодня в авиации работают и представительницы прекрасного пола.

– Существуют ли какие-нибудь хобби, особенно популярные в кругах авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: Безусловно, после работы нам необходим отдых, мы же не машины. Каждый занимается, чем хочет. Главное, чтобы это не вредило здоровью. Кто-то увлекается спортом или музыкой, кто-то играет в театре. Некоторые даже умудряются путешествовать по разным странам между сменами.

Андрей Булин: Многие коллеги любят спорт и рыбалку. В частности, в Московском центре управления воздушным движением открыты спортивные секции для работников. Среди сотрудников периодически устраиваются футбольные матчи и другие турниры.

“Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. За пределами работы профессиональные навыки бывают очень даже полезными”

– Авиадиспетчер – это только профессия или образ жизни?

Андрей Булин: Для меня это скорее работа, связанная с тем, что не всегда можно вовремя вернуться домой. Чем серьезней ты относишься к своему делу, тем меньше вероятность того, что на работе или в жизни произойдет что-то негативное.

Владислав Преображенский: Трудно ответить. Эта профессия так или иначе влияет на твое восприятие по жизни.

Например, сидя в самолете в качестве пассажира, невозможно не представлять, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент.

Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. За пределами работы профессиональные навыки бывают очень даже полезными.

Маргарита Маслова

Источник: https://www.m24.ru/articles/samolety/20102016/119539

Тесты для пилотов [Как пройти психологические тесты профотбора]

Профотбор для диспетчеров увд

Пилоты при приеме на работу представляют документы о полученном профильном образовании, сдают теоретические и практические экзамены. Кроме того, придется пройти медицинское освидетельствование и налетать необходимое количество часов.

У Вас скоро психологический тест для пилота?

Подготовиться

Источник: https://TestOnJob.ru/blog/pilot-test/

Проверка профпригодности военнослужащих

Профотбор для диспетчеров увд

Время чтения: ~6 минут Елена Павлова 332

Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор».

Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах).

При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.

цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.

Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом.

Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

Служебная характеристика на военнослужащего

  • Психологическое тестирование. Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
  • Медосмотр. Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
  • Полевые испытания. Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно.

Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру.

Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого.

Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут.

СПРАВКА! Создатель теста для выявления нервно-психологической устойчивости (НПУ) военных – Рыбников В. Ю., поэтому в народе распространено название «анкета Рыбникова».

Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».

Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов, любые, они предназначены для определения поведения, душевного/морального состояния человека в неординарной ситуации

Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

  • наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
  • 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
  • 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

  • Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  • Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  • Счастливей всего я бываю, когда я один.
  • Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  • Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

ВНИМАНИЕ! Тестирование применимо не только к призывникам и абитуриентам военных вузов. На практике профотбор распространен во всех силовых структурах (МВД, МЧС, подразделения полиции) причем как с потенциальными сотрудниками, так и с действующими.

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования).

Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири.

С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д.

Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.).

Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей.

Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам.

Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

  • «МИОМ–3» – аналогии;
  • «МИОМ–4» – категоризация;
  • «МИОМ–5» – арифметический тест;
  • «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
  • «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
  • «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
  • «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).

Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:

  • Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
  • Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
  • С третьей категорией человек рекомендован условно.
  • Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.

Психологический тест – не единственное, что ожидает претендентов на офицерские звания. Также проводят беседы в форме собеседования, где психологи задают свои профессиональные вопросы

Реально ли подготовиться к тесту

Ответственные военные хотят заранее подготовиться к тестированию, а лучше – обзавестись готовыми ответами. В интернете создано немало сайтов, предлагающих помощь в предоставлении готовых решений к тестам государственного образца (естественно, не на бесплатной основе). В большинстве случаев так обогащаются мошенники.

Даже если вы заучите ответы на вопросы, велик риск несовпадения заданий. Учитывайте, что любая хитрость раскроется (например, отсутствие лидерских качеств быстро проявится). Перед прохождением тестирования в военкомате каждый желающий может пройти самотестирование на официальном сайте Министерства обороны РФ в онлайн-режиме.

Таким образом, тесты на профпригодность для контрактников, претендующих на получение офицерских чинов, – один из трех обязательных этапов проверки. Сдают их не все призывники, а только те, кто планирует обучаться в военных вузах или получать звание офицера в будущем.

Проводятся обычно в военкоматах независимо от действия призывной кампании. Все, что требуется от мужчины – сообщить в военный комиссариат о желании прохождения тестирования. В подразделениях Вооруженных сил России (МЧС, МВД, полиция и др.) тесты на профпригодность периодически сдают и действующие сотрудники.

Источник: https://prizivniku.com/raznoe/proverka-profprigodnosti-voennosluzhashchih

Профотбор в военное училище: вопросы, психологические тесты, нормативы

Профотбор для диспетчеров увд

Профотбор в военное училище предполагает несколько разных мероприятий. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента в виде вступительных испытаний. Кроме того, будущие студенты должны продемонстрировать приемной комиссии уровень своей физической подготовки.

Медицинская комиссия

Профотбор в военное училище не обходится без специальной медицинской комиссии, в которую приглашаются лучшие медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов.

Психологическое обследование

Профотбор в военное училище подразумевает и проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Для проведения таких мероприятий в приемную комиссию приглашают профессиональных психологов.

Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности.

По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.

Особенности методик

Типовой профотбор в военные училища – что это такое? Вопросов, касающихся поступления в военные училища, много и у выпускников школ, и у их родителей.

Некоторые абитуриенты ищут в магазинах методики профотбора в военные училища, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. На самом деле это будет пустой тратой денег.

Психологические тесты для поступления в военное училище – тайна, поэтому их нет ни в интернете, ни в книжных магазинах.

Само обследование продолжается несколько часов. Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке. Не допускают его и до прохождения медицинской комиссии. Единственное, на что он может рассчитывать, это просто собрать вещи и уехать домой.

Нормативная база

Профотбор в военное училище осуществляется согласно определённому порядку и условиям приема, которые был разработаны Министерством обороны РФ, утверждены министром обороны РФ в 2015 году.

Требования к состоянию физического здоровья, которые предъявляются к кандидатам, подающим документы в военные учебные заведения, прописаны в Приказе министра обороны РФ, касающемся вопросов осуществления военно-врачебной экспертизы.

Временные рамки приема

Проводится профотбор в военное летное училище с 1 по 30 июля. Осуществляют его приемные комиссии учебных заведений для выявления возможности осваивать абитуриентами определённые образовательные программы. Такой отбор включает в себя:

  1. Определение годности абитуриента по его состоянию здоровья.
  2. Проведение вступительных испытаний и экзаменов для:
  • выявления категории профессиональной годности абитуриента;
  • оценки интеллектуального уровня кандидата;
  • определения уровня физической подготовки.

Хотите понять, как поступить в военное училище? Попробуем разобраться в данном вопросе.

В те сроки, которые будут указаны в предписании, взятом в военном комиссариате, претендент на зачисление в военное учебное заведение должен прибыть в вуз. Здесь он обеспечивается питанием, для него организуется проживание.

Приемной комиссией предлагаются прибывшему абитуриенту определенные даты, в которые он должен пройти испытания профессионального отбора.

После приезда потенциальный студент обязан в приемную комиссию сдать гражданский паспорт, удостоверение гражданина, если он подлежит призыву на военную службу, либо военный билет. К этим документам прилагаются подлинник аттестата о среднем образовании и сертификаты о сдаче единого государственного экзамена.

Как поступить в военное училище тем категориям граждан, которые имеют дипломы и грамоты победителя предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований? Вместе с остальными документами им необходимо предоставить членам приемной комиссии документы, которые подтверждают их право на льготный вариант поступления в военное училище.

Как только все документы будут зарегистрированы приемной комиссией, кандидат на зачисление получает статус абитуриента. Размещают их на весь период проведения конкурсного отбора в курсантских казармах либо специальных лагерях. Выполняют они и обязанности суточного наряда.

Подготовка к вступительным испытаниям

Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка.

От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена.

Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня.

Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе.

Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз.

Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.

Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой.

У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.

Категории профпригодности кандидатов

Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу.

В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации.

Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища:

  • мотивация к обучению в военном вузе;
  • адекватность представления о специфике будущей профессии;
  • оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
  • присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики.

Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.

Категории профотбора

По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов:

  • 1 категория предполагает поступление в первую очередь;
  • 2 категория допускает зачисление во втором порядке;
  • 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище;
  • 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению.

Такие нормативы в военное училище были разработаны министерством обороны РФ.

Особенности психологического тестирования

Выпускники средних школ пытаются найти вопросы, на которые им предстоит ответить для успешного прохождения профессионального отбора в военное училище. Предлагаем им ознакомиться не с вопросами, а с теми особенностями, которые необходимо знать, чтобы тестирование завершилось успешно.

Абитуриенту необходимо на каждый открытый вопрос давать полный развернутый ответ. Проводится тестирование и в письменном виде, и в качестве устного собеседования. Например, отвечать в устной форме придется на вопросы следующего содержания:

  1. По какой причине ты решил выбрать военную специальность?
  2. Чем привлекает тебя именно данный военный вуз?
  3. Каким ты видишь свое офицерское будущее?

Сначала абитуриенту предстоит убедить представителей приемной комиссии в своей искренности, желании беззаветного служения своей отчизне после окончания военного училища.

Потом в письменном виде придется изложить развернутые ответы на эти вопросы, не допуская при этом орфографических ошибок, правильно расставляя знаки препинания. Желательно продумать сочинение до вступительных испытаний, чтобы хватило времени и не было ошибок.

Минимальный объем текста ограничен 10 предложениями. Время для работы над сочинением составляет 15 минут.

Чтобы подготовиться к собеседованию, написанию эссе, можно обратиться в военный комиссариат, попросить информацию о военных училищах, специфике их деятельности, видах вооружения.

Психологические методики, применяемые при тестировании абитуриентов, разнообразны по содержанию. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них, чтобы заранее понять, имеет ли смысл тратить время на подготовку к поступлению в военные вузы.

Мышление, память, внимание, общий уровень интеллектуального развития абитуриента оценивается с помощью описанных ниже методик:

  • Аналогия. Задания предполагают установление логических взаимосвязей между словами согласно предложенному образцу.
  • Числовые ряды. Абитуриент должен установить закономерность между числами и рядами, продолжить нужной цифрой предложенную ему последовательность.
  • Зрительная память. Предлагаются разнообразные геометрические фигуры, которые поступающий должен запомнить и воспроизвести в том же порядке, в каком они изначально располагались.
  • Арифметический счет. Абитуриенту предлагаются арифметические действия: сложение, деление, умножение, вычитание с целыми числами.
  • Словесная вербальная память. Методика предполагает запоминание максимального количества слов с последующим их воспроизведением.
  • Поиск и установление закономерностей. Абитуриент должен искать слова, имеющие заданное количество и порядок расположения букв.
  • Силлогизмы. Суть заданий в поиске логической взаимосвязи между двумя исходными суждениями, составление на их основе вывода (третьего суждения).
  • Исключение слова. Абитуриент военного училища должен классифицировать слова по заданным признакам. Данное качество необходимо для принятия быстрых и логичных решений в сложных непредвиденных ситуациях, которые часто случаются во время службы.
  • Пространственное мышление. Задания позволяют выявлять исследовательские качества, а также определять склонность к образным пространственным представлениям.

Сущность тестирования заключается в исследовании способности к пространственным образным представлениям.

Приведем примеры заданий для этих методик, которые могут быть предложены кандидатам на зачисление в военные училища.

Тестирование «Аналогии» основано на установлении логических взаимосвязей между словами по предлагаемому образцу. Приведем несколько конкретных примеров.

Абитуриенту предлагаются слова: летчик, небо, моряк, парус, корабль, шторм, море.

1) ——- 2. Летчик.

Моряк, мотор

5) море

4) парус

3) корабль

2) шторм

1) ——– 3. Летчик.

Моряк, небо

5) парус

4) шторм

3) якорь

2) волны

1) ——–

Левая часть задания предполагает наличие двух слов, которые расположены одно под другим с учетом определенной логической связи. К примеру, слова летчик и небо, летчик и мотор свидетельствуют о том, что существует связь между профессией и сферой деятельности, способом передвижения.

Все задания абитуриенту необходимо выполнять в строгой последовательности, не допуская пропусков. На выполнение заданий потенциальному студенту военного вуза отводится всего пять минут. Психолог, анализирующий результаты теста, делает вывод о наличии у опрашиваемого логического мышления.

Особенности тестирования «числовые ряды». Задания, которые предлагаются абитуриенту, состоят в построении числового ряда и определении числа, которое должно продолжить логический ряд.

Вариант заданий:

5 4 3 2 1

1. 1 2 3 4 5 ….. 8 15 6 7 —-

2. 28 26 24 22 ……. 25 20 17 30 —-

3. 3 6 12 24 …… 43 18 5 28 —-

В левой части предлагаются числовые ряды. Закономерность необходимо выявить самостоятельно. В правой части предлагаются ответы, выбрать нужно только один. Особенность данной методики – в постепенном повышении уровня сложности заданий.

Помимо простейших арифметических действий, абитуриент должен извлекать корни, возводить числа в необходимую степень, делить, умножать. Есть и такие задания, которые предполагают проведение сразу нескольких действий, например, умножения и сложения.

Для того чтобы выполнить задачу, у потенциального студента военного училища есть всего восемь минут.

Заключение

Все военные специальности, которые можно получить в специализированных учебных заведениях, предъявляют к абитуриентам серьезные требования.

Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор.

В ходе выполнения разнообразных заданий, позволяющих выявить не только интеллектуальные способности, но и особенности психики кандидатов на зачисление в военное училище, представители приемной комиссии, психологи, медики, выявляют непригодных соискателей.

Источник: https://FB.ru/article/263705/profotbor-v-voennoe-uchilische-voprosyi-psihologicheskie-testyi-normativyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.