Мать не водит ребенка в школу. Нужно ли водить ребенка в школу: мнение психолога Ольги Юрковской. О качестве школьного образования

Здравствуйте Ольга!

Статья 63 Семейного кодекса.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

3. Повторное совершение административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Нередко родители сокрушаются о том, какая непомерная нагрузка обрушилась на их ребенка сначала с поступлением в школу, затем с переходом в старшее звено. Мамы с папами жалеют своих уставших, вялых и уже ничем не интересующихся детей, и искренне полагают, что с этим ничего нельзя поделать. Мир развивается, технологии становятся сложнее, поэтому кажется логичным, что к советским пяти-шести урокам в день прибавилось еще пара, а домашнее задание ребенок заканчивает делать иногда за полночь.

Кто из родителей против школы

Ольга Юрковская - юрист, бизнес-тренер, консультант по бизнесу и управлению, преподаватель психологии, а также мать двух дочерей и сына, никто из которых не ходит в школу. Она против системы школьного обучения в том виде, в котором она существует на данный момент, и открыто делится своим опытом и соображениями на просторах интернета. Это неизменно вызывает интерес родителей, которые сами сомневаются в эффективности системы школьного , и хотели бы соотнести возможные риски и бонусы при выборе иного подхода к просвещению ребенка.

Ольга Юрковская о себе, своих взглядах на жизнь и образование детей (видео)


Почему дети ходят в школу

Рассуждая на тему причин, по которым родители водят своих , Ольга Юрковская обращает внимание, прежде всего, на обеспеченные семьи, где, например, мама имеет возможность не работать и находиться дома с ребенком. По мнению преподавателя психологии и бизнес-тренера, многие родители предпочитают отдать ребенка на обучение в государственное учреждение, чтобы полностью с себя и переложить на государство ответственность за качество образования и воспитания своего отпрыска. Иных разумных доводов Юрковская не видит.

Ксения Подорова - блогер и мама детей, которые также ни разу не присутствовали на школьном уроке, - пишет, что, оказывается, еще в 1992 году президентом Ельциным был подписан документ, согласно которому любой ребенок, независимо от состояния своего здоровья, может получать образование дома. Более того, школа обязана доплачивать семье, в которой дети не посещают занятия, так как они не тратят средства, выделенные государством на их обучение.

Таким образом, вопрос о том, что дети обязаны ходить в школу, отпадает сам собой. Выходит, что большинство родителей просто не знают или не хотят знать о том, что они вправе организовывать обучение ребенка самостоятельно, а не только лишь сокрушаться о том, насколько бесчеловечна система.

О качестве школьного образования

Юрковская, утверждая свою позицию о том, что школа не нужна в принципе, говорит о том, что качество образования в школе (то, ради чего ребенок в первую очередь посещает занятия) оставляет желать лучшего.

  • Знания, которые даются в обычной школе согласно программе, - это бессистемный набор правил, формул и дат, которые после выпускного никогда больше не потребуются.

Подавляющее большинство современных детей задолго до того, как пошли в школу. Другие знания фактически им не понадобятся в последующей жизни, тем более в эру повсеместно доступного интернета, когда на любой вопрос за секунду ответит поисковая система.

  • В школе ставятся во главу угла зачастую абсолютно ненужные навыки, например, идеальный почерк, в то время как в век компьютерных технологий куда важнее и полезнее овладеть методом слепого десятипальцевого письма на клавиатуре.

Зачем нужен репетитор

  • Информацию, которую в школе дают несколько лет и тысячи часов, можно изучить за пару месяцев интенсивных занятий с репетитором. Также система вузовского образования, когда отдельные предметы даются блоками за полгода, а не растягиваются на несколько курсов, показывает, что система школьного обучения малоэффективна и не востребована, когда действительно нужны знания.
  • Определившись с будущей профессией, ребенок заново и практически полностью с нуля изучает предметы, которые необходимы для поступления в университет по выбранной специализации, а для этого нанимается педагог, который проводит с ним частные уроки за отдельную плату.

Таким образом, дети зря на протяжении одиннадцати лет сидят неподвижно за школьной партой и заучивают информацию, ведь опыт абитуриентов и их родителей показывает, что для поступления в престижный университет школьных знаний недостаточно, и в любом случае приходится приглашать учителя для индивидуальных занятий.

Поэтому Ольга Юрковская и считает, что намного целесообразнее, полезнее для детей, и, в конечном итоге, дешевле, нанять репетитора как можно раньше, уже в 5 или 6 классе. В таком случае информация будет сразу даваться грамотно, интересно и навсегда. А время, которое остается свободным в силу того, что ребенок не тратит его на уроке, может быть потрачено на занятия, которые ему самому действительно интересны и нужны, а также на общение с близкими и друзьями.

Последние годы популярность домашнего обучения в развитых странах выросла, например, в США в начале восьмидесятых на homeschooling находилось чуть более девяносто тысяч детей, в то время, как в последние годы эта цифра достигла практически двух миллионов, что составляет около трех процентов от общего числа учащихся школьного возраста в Соединенных штатах. В России более или менее точная статистика есть только за 2007 год, и тогда количество детей, обучающихся дома не по состоянию здоровья, а по собственному желанию, составляло около двадцати пяти тысяч человек.

Социализация ребенка в школе

Для того, чтобы понять, почему школа не способствует успешной интеграции ребенка в общество, нужно разобраться .

Суммируя определение, данное в нескольких словарях различной направленности, получаем, что социализация - это процесс, во время которого личность, усваивая ценности, нормы и порядки общества, во-первых, формируется, а во-вторых, получает навыки для успешной жизни в социуме.

По мнению Юрковской, школа не в состоянии обеспечить нормальную интеграцию ребенка в общество, потому что подавляющую часть времени, проведенного в здании учебного заведения, ребенок молча сидит , а на переменах вынужден общаться с одногодками, с которыми у него нет ничего общего, кроме того, что их волею случая определили в один класс.

Таким образом, утверждает преподаватель психологии, школу нельзя назвать моделью общества, следовательно, она и не способствует правильному формированию личности для успешной жизни в социуме.

Качества успешного человека

Также Ольга Юрковская предлагает рассмотреть, какой человек считается действительно успешным, и сравнить этот портрет, во-первых, с обычным учителем, который призван быть образцом для детей, во-вторых, с тем, кого школа в итоге воспитывает, согласно методам, которыми оперирует система.

Успешными в глазах не только детей, но и взрослых, выглядят настоящие профессионалы, которые добились вполне определенных успехов в плане заработанных денег и признания среди коллег и в обществе. Это могут быть бизнесмены или актеры, рестораторы или танцоры, политики или блогеры - важно, что каждый из них богат, уважаем и счастлив.

Среди менее удачливых и известных коллег, как правило, их отличают:

  • талант и активность;
  • трудолюбие и упорство при достижении поставленной цели;
  • скорость и ;
  • сосредоточенность и способность не отвлекаться на мелочи;
  • навыки общения и налаживания контактов и социальных связей;
  • устойчивость к стрессу и лидерские качества;
  • умение моментально принимать решения и нести за них ответственность;
  • способность выбирать проверенные источники информации и качественно обрабатывать полученные знания;
  • проницательность и интуиция;
  • способность гореть идеей и быть открытым новому;
  • желание учиться и умение находить учителей.

Формирование личности в школе

Современная средняя школа, по мнению Ольги Юрковской, воспитывает скорее антипод успешного человека.

  • В школе невозможно действительно увлечься. Сосредотачиваясь на самом интересном для себя, ученик забрасывает остальные предметы, чего система государственного образования не терпит. В итоге пытаясь везде успеть, ребенок теряет возможность уделять достаточно времени действительно занимательным и полезным для себя вещам.
  • Даже увлекаясь, нельзя получить исчерпывающие знания в рамках школьной программы, так как предметы растянуты на годы и рассчитаны на тех, кому нужно дать основы, не вдаваясь в тонкости.
  • Получение реального результата исключено, потому что по звонку нужно бросить начатое и отправиться в другой класс, чтобы заниматься другим предметом.
  • Скорость мышления не развивается, напротив, все должны думать одинаково, средне, не выделяясь, чтобы не саботировать идущий по плану урок.
  • Послушный и дисциплинированный ученик редко обладает достаточной силой воли и активностью в достижении целей, так как фактически эти качества исключают друг друга.
  • Самому добывать проверенную информацию детей не учат, взамен давая сухие факты, описанные косноязычными авторами учебников.
  • за свой выбор также не представляется возможным, потому что выбора нет.
  • Коммуникабельность, публичные выступления, элементарное умение аргументировать собственную позицию не развиваются, ведь уложиться в часы, выделенные на изучение той или иной темы важнее, нежели воспитать настоящие лидерские качества успешного человека.

Также Юрковская говорит о так называемом «двойном отрицательном отборе», который, как правило, проходит подавляющее большинство . На этапе поступления в педагогические вузы выбирают те из них, кто не прошел в другие более престижные университеты, а затем работать в школу идут самые не амбициозные и безынициативные выпускники, которые боятся или не в состоянии получить другую более оплачиваемую и престижную работу.

Таким образом, школа не может воспитать успешного человека в силу того, что система устарела и оперирует неработающими методами как в отношении сотрудников, так и в плане организации обучения.

Домашнее обучение

Обучение на дому существует с тех времен, когда появилось само образование. Испокон веков дети из состоятельных интеллигентных семей обучались дома с гувернерами под присмотром родителей, в то время как школа возникла с целью дать детям из бедных семей азы чтения, письма и счета. Поэтому, как утверждают историки, домашнее образование выглядит куда более логичным и оправданным, и подтверждает свою эффективность и целесообразность опытом поколений на протяжении сотен лет.

В современном динамичном мире образование и интеграция ребенка в общество, по мнению Ольги Юрковской, полностью лежит в зоне влияния и ответственности родителей. Именно отец с матерью должны озаботиться вопросом, каким они хотят видеть своего ребенка - со средними и ниже среднего знаниями и способностями, считающего, что «инициатива наказуема», или успешным лидером, умеющим общаться, принимать решения и упорно двигаться к достижению результата, отсекая все лишнее.

Таким образом, позиция Ольги Юрковской категорична и провокационна, как и любая крайняя точка зрения, но также и не лишена здравого смысла и последовательной аргументации.

По мнению психолога, стоит выбрать домашнее обучение, и вовсе необязательно водить ребенка в общеобразовательную школу, потому что:

  • качество образования в школе оставляет желать лучшего;
  • репетитор способен дать тот же объем информации, что и в школе, но в несколько раз быстрее и интереснее;
  • строгая дисциплина, контроль учителя и искусственно сформированные коллективы классов не способствуют успешной социализации ребенка, а напротив затрудняют ее;
  • система школьного образования не дает возможности воспитать личность, обладающую всеми качествами успешного человека.

Вот он - разгар сезона простуд и зловредных ОРВИ. В садике все было просто: воспитатели подробно объясняют, когда можно прогуливать садик, когда нельзя, когда нести справку, а когда и можно обойтись. В школе дела обстоят немного по-другому.

«Ну вот, опять что-то засопливил, на головную боль жалуется, глазки грустные», – печально говорит Ирина, мама семилетнего Тимы. Мальчик в этом году пошел в первый класс. С непривычки, конечно, сложно. Не из-за простуды – как с ней справляться, Ира знает. А можно ли прогулять школу, чтобы не таскать лишний раз ребенка в поликлинику? Там ведь в коридорах ослабленный организм может еще какую-нибудь дрянь подхватить…

Фото TVP Inc/DigitalVision/Getty Images

Причины не водить ребенка в школу

В садике иммунитет ребенка только формируется. Малыш может болеть по 15 раз в год - и это нормально. Зато к школе дитя окрепнет. Однако все дети разные, и если одни легко привыкают к школе, другим требуется время, чтобы адаптироваться. Чувствительные малыши могут даже заболеть от избытка впечатлений и переживаний. Если недомогание вызвано эмоциональным переутомлением и выражается только в усталости и повышении температуры, не грех денек-другой отдохнуть дома. Тем более, что и психологи советуют иногда позволять ребенку расслабиться и прогулять школу без веских причин - и подростков это тоже касается.

Иногда случается и такая неприятность, как легкое расстройство пищеварения, заставляющее пропустить занятия. Если маме не нужен больничный лист, и есть, кому присмотреть за ребенком, везти его в поликлинику необязательно. Там и правда сейчас полно чихающих и кашляющих детей. Риск подхватить инфекцию, которая надолго исключит школьника из учебного процесса, совершенно того не стоит.

Другая причина не водить детей в школу – семейные обстоятельства. Бывает, что отпуск родителей не совпадает с каникулами, случается праздник или срочный отъезд. Дети-спортсмены не ходят на уроки в период соревнований. Во всех этих случаях школьник не сможет предъявить учителю справку.

Фото John Slater/DigitalVision/Getty Images

А что по закону?

В законе «Об образовании РФ» ничего не сказано о том, сколько дней можно не посещать школу. Существует СанПиН для дошкольных учреждений, где написано, что после 5 дней отсутствия в садике нужна справка от врача. В санитарных нормах для общеобразовательных учреждений такого условия нет. Школы сами определяют допустимый срок отсутствия на уроках. Есть правила внутреннего распорядка учебной организации, которые родители обязаны соблюдать. Как раз в них и прописываются возможности и последствия пропуска занятий.

В большинстве случаев нормой считается 3 дня. На этот срок школы легко отпускают учеников. Обычно достаточно позвонить классному руководителю и предупредить, что ребенок заболел или уезжает, а затем написать заявление на имя директора. В тексте заявления родитель просит разрешить сыну или дочери отсутствовать на занятиях и берет на себя ответственность за его здоровье и усвоение учебного материала в указанный день. В уставе школы также может быть предусмотрено обязательное предоставление медицинской справки после лечения в стационаре или пребывания за границей.

Пропускать можно, но без ущерба учебе

«У нас в начале года на родительском собрании все получают распечатанную форму заявления о том, что ребенок пропустит школу по каким-либо причинам. Родителям достаточно только даты проставить, подписать и принести заявление в школу. Санкций за это никаких не будет», – рассказала Ирина Войтова, завуч одной из петербургских школ. Подобная практика существует практически везде.

Но во всем надо знать меру. Если прогулы будут частыми, их придется отрабатывать. А если уж и не отрабатывать, то перед школьникам замаячит перспектива остаться неаттестованным – тогда в следующий класс он не перейдет. Так что прогуливать можно, но без ущерба успеваемости.

Скоро закончатся каникулы, и для кого-то из родителей начало учебного года принесет новую тревогу, потому что их подросший ребенок начнет ходить в школу самостоятельно. Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста можно отпускать ребенка без сопровождения, нет. Некоторые родители провожают детей в школу до пятнадцати лет, а кто-то спокойно отпускает в одиночестве и первоклашку.

10 советов Лии Шаровой, руководителя школы безопасности «Стоп Угроза», подойдут для любого возраста и помогут мамам и папам лучше подготовиться к безопасному учебному году.

1. Не давайте детям с собой дорогие планшеты и смартфоны. Во-первых, увлекшийся разговором в сети ребенок теряет бдительность и не обращает внимания на опасность. Во-вторых, одинокий школьник с девайсом – легкая добыча для грабителей или наркоманов, выслеживающих по утрам подобных жертв в общественном транспорте. Схема простая: выйти вслед за ребенком и преследовать на небольшом расстоянии, дожидаясь относительно безлюдного участка дороги. В лучшем случае грабитель просто выхватит планшет или телефон и убежит, в худшем – может ударить или оглушить ребенка.

2. Пройдите вместе весь маршрут от дома до школы. Обратите внимание ребенка на опасные и безопасные участки дороги, покажите, в какой магазин, торговый центр, аптеку или парикмахерскую он может побежать в случае опасности, чтобы попросить о помощи.

3. На первое время вам может помочь система родительского контроля, установленная в мобильном телефоне ребенка. Вы сможете видеть, где находится ваш ребенок, и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребенок ее покидает.

4. Расскажите ребенку, как нужно вести себя, если любой посторонний человек пытается начать разговор. Чаще всего достаточно твердого ответа: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать», чтобы злоумышленник отошел, если вокруг есть другие прохожие.

5. Преступник не рискнет тащить кричащего и упирающегося ребенка, поэтому потренируйтесь кричать прямо на улице. Важно, чтобы ребенок не стеснялся кричать, бежать, просить о помощи. Отведите ребенка на тренинг по безопасности, чтобы он приобрел уверенный навык морального отпора в любой ситуации.

6. Дети должны знать наизусть минимум два номера телефона своих близких и понимать, к кому из посторонних они могут обратиться за помощью.

7. Многие родители придумывают пароли, но это не самое эффективное решение, потому что в ситуации, если с вами действительно что-то случится, вы не успеете сказать этот пароль другим людям. Гораздо лучше сразу четко определить «круг доверия», состоящий из двух-трех близких и друзей, с которыми ваш ребенок хорошо знаком лично. Предупредите его, что именно эти люди могут в случае непредвиденных обстоятельств встретить вашего ребенка или позвонить ему.

8. Приучите ребенка писать смс или делать контрольные звонки каждый раз, когда он приходит в школу или домой. Многим детям становится скучно писать одни и те же смс: «дошел», «приехала» и т. п., но они с радостью включаются в игру, когда можно написать любое сочетание букв или новые несуществующие слова.

9. Больше спрашивайте и больше слушайте. Вместо формальных «как дела в школе?» или «что интересного произошло за день?» лучше поспрашивать о настроении, друзьях, проблемах и желаниях. Вы же не хотите слышать ответ «все нормально» или «ничего интересного» каждый день.

10. Не реагируйте агрессивно на какую-то неожиданную или неприятную информацию. Дети врут очень часто, скрывая от родителей и опасные ситуации на улице, и какие-то проблемы в интернете или в школе с ровесниками, потому что уверены в том, что кроме запретов и скандалов в ответ на их откровенность ничего не последует. Поэтому иногда лучше набраться терпения и понимания, чтобы быть в курсе личной жизни своего ребенка.