Эстетические пропорции лица хирургия. Индивидуальные особенности внешности пластические точки лица студентка группы. Округлые формы лиц

С древних времён люди мечтали о красоте и воплощали свои мысли в скульптурах и живописных полотнах.

С тех пор прошло много веков, сотни раз, в зависимости от эпох, менялись взгляды людей на красоту, но понятие об идеале как о наборе наиболее гармоничных соотношений человеческого лица было неизменным.

Какие пропорции лица считались идеальными на протяжении тысячелетий, будет рассказано далее.

История появления термина

Термин «идеальные пропорции лица» не был закреплён ни в искусстве, ни в науке, ни в медицине именно в таком виде. Однако ещё в античности существовали математически выверенные соотношения, считавшиеся идеальными.

Первым учёным, который упоминал об этом, был знаменитый философ и математик Древней Греции – Эвклид. Ему принадлежит теория, согласно которой при делении отрезка на неравные части, большая его часть относится к меньшей ровно настолько, насколько весь отрезок больше своей большей части.

Эвклид использовал это соотношения для начертания правильного пятиугольника. Согласно другим источникам, «золотую» пропорцию («золотое сечение») рассчитал Пифагор, используя знания древних египтян и вавилонян.

Он полагал, что в мире всё построено на законе гармонии и красоты, находящей своё воплощение в живой и неживой природе. Эта единица гармонии составляет пропорциональное соотношение 1: 1,618.

Правилом «золотого сечения» активно пользовались художники и скульпторы эпохи Возрождения. Для искусства этого периода, как и для Античности, главной была идея гармонии мироздания.

Религиозные философы XIV-XVI веков с интересом восприняли эту мысль, интерпретировав её согласно христианским воззрениям.

Бог при создании Вселенной использовал математические принципы. Поэтому идея создания гармоничного мира, где всё упорядочено и совершенно, выражается в творения гуманистов Ренессанса – Леонардо да Винчи, Альберти, Рафаэля и др.

Пропорцией 1: 1,618 пользовались с незапамятных времён, но термин «золотое сечение» появился только в XIX веке, благодаря немецкому математику Мартину Ому.

В ХХ веке пластический хирург Стивен Марквардт, занимаясь коррекцией дефектов лиц, пытался выяснить, что именно придаёт лицу привлекательность. Его поиски привели к теории «золотого сечения».

Доктор предположил, что нос имеет форму треугольника, основание которого в 1,618 раз меньше его длины. Пятиугольник может быть получен из треугольника. Таким образом, он создал «маску красоты» с идеальными пропорциями, которая состоит из этих двух фигур, расположенных с учётом известного соотношения.

Чем маска была ближе к пропорциям конкретного человека, тем красивее казалось его лицо. Открытие пластического хирурга сыграло решающую роль для дальнейшего развития индустрии красоты.

Нормы совершенства

Идеальных лиц в природе не существует. Именно в этом и заключается неповторимость каждого человека.

Однако в стремлении к красоте многие люди забывают об этом и пытаются откорректировать внешний вид при помощи пластических хирургов, косметологов и визажистов до абстрактных величин.

В сети существует несколько сервисов, которые помогают рассчитать параметры «маски красоты» для каждого посетителя, используя соотношение 1: 1,618.

Ниже представлены числовые данные, на которых зиждется представление о безупречных параметрах:

  1. Пропорции лица измеряются по принципу деления его длины на ширину. Золотым сечением считается цифра равная коэффициенту 1,61.
  2. Ширина лица от крайних точек глаз должна составлять длину одного глаза, умноженную на пять.
  3. Если голову человека от верхней части до нижней разделить, словно экватором, пополам, то глаза в соответствии с канонами идеальности, должны строго располагаться на той черте, что разделяет череп пополам.
  4. Длине глаза соответствует отрезок от одного до другого внутреннего уголка глаз.
  5. Равными должны быть отрезки от верхнего края брови до линии роста волос, от конечной точки брови до центра носа, от носа до подбородка. То есть, все указанные линии делят лицо по горизонтали на три одинаковых отрезка.
  6. Ширина правильного носа на идеальном лице соответствовать расстоянию от одного внутреннего уголка глаза до другого.
  7. Отрезок от уголков губ должен равняться отрезку между радужками глаз.
  8. Если провести черту от центра нижней губы к внешнему уголку глаза, получится треугольник с равными сторонами.
  9. Идеальные брови начинаются от точки на вертикали, проведённой от крыла носа через внутренний угол глаза. Заканчиваются они на пересечении с линией, проведённой от крыла носа к внешнему уголку глаза.
  10. Уши располагаются на центральной трети лица, а их величина равняется расстоянию между линиями бровей, носа и подбородка.
  11. Подбородок по высоте должен быть не больше длины глаза.
  12. Расстояние между зрачками равно 46% от ширины лица.
  13. От губ до глаз расстояние составлять должно 36% от длины лица.
  14. В маску красоты должны вписать три пятиугольника, построенных по правилу «золотого сечения». Первый и второй – вокруг глаз, третий – между носом и ртом.

Если определённые параметры лица остаются за пределами идеальности, это говорит о широком и узком лице, больших и маленьких глазах, коротком и длинном носе и т. д.

Знаменитости с безупречными данными

Лица многих известных людей из сферы искусства и шоу-бизнеса близки к идеалам красоты. Кто-то из них обладает такими чертами от природы, кто-то приобрёл их при помощи пластики.

Ниже представлен список знаменитостей, идеальность лиц которых вычислялась при помощи наложения маски красоты Марквардта:

  1. Мадонна. У этой известной певицы практически идеальное лицо. Исключение составляет лишь его ширина.
  2. Моника Беллуччи обладает совершенными чертами лица в соответствии с маской доктора, однако, для 100% совпадения с идеалом стоит немного уменьшить губы.
  3. Шэрон Стоун – несомненная красавица. В «маску» немного не вписываются брови, которые следовало бы немного поднять.
  4. Грейс Келли – обладательница идеальной внешности. При наложении маски на её фотопортрет обнаружилось полное совпадение линий и геометрических фигур.

Способы создания безукоризненности

Далеко не все люди могут похвастать природной красотой, однако, существует огромное количество методик коррекции неидеальных лиц – начиная от правильного макияжа и причёски и заканчивая вмешательствами пластических хирургов.

Причёска

Правильная причёска поможет сгладить несовершенства – удлинить или укоротить лицо, увеличить высоту лба и т. д.

Вот несколько способов при помощи причёски изменить лицо:

  1. У девушек с крупными щеками распущенные волосы должны быть зачесаны за уши. За счёт этого расстояние между шеей и ушами будет визуально заполнено. Это продлит линию подбородка, и щёки не будут казаться слишком большими.
  2. Обладательницам оттопыренных ушей подойдёт пышная и кудрявая причёска. Это поможет скрыть недостаток.
  3. Женщинам с глубоко посаженными глазами необходимо носить чёлку , прикрывающую брови, но не закрывающие ресниц.

Филлеры

Филлеры или уколы красоты – это инъекции, с помощью которых моделируют овал лица. Существуют филлеры на основе ботулотоксина, гиалуроновой кислоты и прочие.

Благодаря этим уколам можно подтянуть овал лица, поднять брови или уголки губ и даже скрыть горбинку на носу.

Контурная пластика

Метод позволяет скорректировать глубокие морщины, подтянуть овал лица, уменьшить глубокие складки кожи.

Суть процедуры заключается в том, чтобы ввести под кожу в проблемные зоны филлеры. Чаще всего корректируют таким методом область подбородка, т. к. слишком короткие или скошенные подбородки не эстетично смотрятся. Тем не менее, не стоит рассчитывать на чудо после проведения контурной пластики.

Она на короткое время способна немного улучшить внешний вид. За устойчивыми кардинальными изменениями нужно обращаться к пластическому хирургу.

Подтяжка

Изменить пропорции и приблизить их к идеальным поможет подтяжка лица. Процедура подходит людям с ярко выраженными морщинами, нечётким контуром лица.

Пластический хирург во время операции подтягивает и фиксирует мышцы, удаляет лишний жир, восстанавливает мышечный каркас лица.

Благодаря операции достигается идеальная форма лица, сохраняется живая мимика, исчезают морщины на лице и шее, убирается второй подбородок.

Макияж

Правильный макияж поможет сделать некоторые черты лица близкими к принятым нормам. Существует большое количество косметических средств, способных решить эту проблему:

  1. Чтобы визуально сузить широкое лицо, необходимо на щёки нанести тон потемнее, а при помощи румян скулам придать форму треугольника.
  2. Сделать длинный нос менее заметным поможет нанесение тонирующего средства на его спинку и кончик более тёмного оттенка, чем на остальные части лица.
  3. Визуально уменьшает подбородок нанесение на его выступающую часть тёмного тона.

Что касается мужчин?

Понятие совершенных пропорций мужского лица несколько отличается от женского идеала. Вот какие качества идеального мужского лица вывели физиономисты из опросов тысячи человек:

  1. Больший отрезок между глаз.
  2. Небольшой узкий нос с прямой переносицей. Длина правильного носа составляет 5,8 см.
  3. Высокие скулы.
  4. Узкое лицо.
  5. Ширина лба равна половине его высоты.
  6. Прямые брови.
  7. Отрезок от брови до линии роста волос равен 6 см.
  8. Густые волосы.
  9. Расположение ушей соответствует трети овала лица.
  10. Слегка припухлые губы.
  11. Идеально симметричное лицо.

Цена коррекции

Как было отмечено выше, сделать своё лицо более привлекательным можно разными способами – самостоятельно или при помощи услуг парикмахера, косметолога и пластического хирурга.

В зависимости от метода будут варьироваться цены на услуги. В таблице, расположенной ниже, указаны средние цены на услуги в Москве.

О красоте по правилам золотого сечения более подробно рассказывается в видеоматериале.


Проводимая перед операцией, эстетическая оценка лица помогает определить какие черты наиболее отклоняются от идеальных пропорций и требуют изменения для создания гармоничного лица в целом. Те же измерения, выполненные после операции, позволяют объективно оценить произошедшие перемены.

Эстетическая оценка включает в себя анализ всех составляющих лица (подбородок, лоб, губы, глаза, шея) преимущественно в двух положениях - в фас и профиль.

Анализ лица в фас начинается с определения высоты лица, которое по горизонтали принято делить на три равные между собой части. Верхняя треть лица располагается между границей волосистой части лба и серединой линии надбровных дуг (надпереносье или глабелла), средняя начинается от глабеллы и ограничена снизу крыльями носа (субназале), нижняя треть лица занимает область, простирающуюся от субназале до нижней части подбородка.

Затем выполняются измерения только двух нижних третей лица. Средняя часть лица (назион-субназале) или длина носа должна составлять 43%, а нижняя часть лица (субназале-ментон) - 57% соответственно от высоты лица.Ширина глаза от уголка до уголка равна 1/5 ширины лица, т. е. все лицо можно поделить на пять равных между собой частей. Если провести вертикальные линии от внутренних уголков глаз, то они пройдут вдоль крыльев носа.

В профиль анализ лица начинается с так называемого «эстетического треугольника». Этот метод позволяет не только учитывать все основные эстетические единицы лица, но и их взаимозависимость между собой. Для этого определяется ряд углов - носолобный, носолицевой, носоподбородочный, подбородочно-шейный и носогубный, для которых известны диапазоны идеальных значений, а также ряд линий.

Лоб мало подвержен изменениям и характеризуется носолобным углом (NFr), который образован на пересечении линии лба (через глабеллу и назион) и линией, проведенной вдоль спинки носа. Идеальными считаются значения диапазона 115-135°.

Нос является центром симметрии лица, поэтому его оценка сопровождается целым комплексом измерений. Помимо носолобного угла дополнительно определяются носолицевой (NFa) и носогубный (NL) углы. Первый характеризует наклон спинки носа относительно поверхности лица, второй - положение кончика носа. Острый угол говорит о так называемом «висящем» кончике, тупой угол - о «вздернутом» носе.

Пропорция выступания носа по Гуду определяет степень выделения носа от основания лица и равно отношению длины линии от крыла до кончика носа к расстоянию от назиона до кончика носа. Коэффициент должен равняться 0,55-0,6.

В профиль также важно оценить отношение крыла к дольке носа, идеальное значение которого 1:1. Край колумеллы или носовой перегородки должен быть опущен на 2-3 мм ниже уровня крыльев носа.

Положение губ по горизонтали определяется при помощи носоподбородочной линии, которая проводится между кончиком носа и погонионом. За эталон принято такое расположение губ, при котором нижняя губа не доходит до линии 2 мм, верхняя - 4 мм. Линия спинки носа и носоподбородочная линия образуют носоподбородочный угол.

Также важной характеристикой является глубина подбородочно-губной борозды, которая отделяет нижнюю губу от подбородка. Самая глубокая точка должна располагаться за 4 мм до линии, соединяющей субназале и погонион.

Для характеристики зоны перехода подбородок-шея используется подбородочно-шейный угол. Его образуют две линии: одна проводится через точки глабеллы и погониона, вторая - между ментоном и точкой перехода подбородочной области в шею. Идеальными считаются значения диапазона 80-95°.

Испокон веков люди не только восхищались красотой, но и пытались понять, что есть красота, из каких концептов она сложена и что принять за критерий оценки красоты. Каждое поколение вырабатывало свое понимание идеальной внешности, поэтому и критерии оценки от века к веку менялись. Со временем у людей развилась способность «любить прекрасное», отсюда и появилось понятие «эстетика» (от греч. aesthesis, дословный перевод: любовь к тому, что прекрасно). Сегодня пластические хирурги научились не только «любить прекрасное», но и создавать его своими руками. Поэтому та сфера медицинской деятельности, в которой практикую я и мои коллеги, получила определение «эстетическая».

Дать определение «идеальной красоте» пытались многие, однако в силу субъективизма (ведь каждый из нас представляет «красоту» по-своему) сделать этого не удалось. Мы можем говорить только об эпохальном понимании канонов красоты, обусловленном временным, культурным, этническим и географическим фактором. Если сузить масштаб моей мысли и перенестись в современную эпоху, то ситуация в корне не меняется — у каждого из нас своя красота.

Как пластический хирург я нередко сталкиваюсь с проблемой соотношения, соизмерения моих личных представлений о красоте с представлениями о красоте моих пациентов. Как правило, приходится искать грань между профессиональным подходом, субъективизмом и пациентским «я хочу вот так и никак иначе». Консультация — это поиск компромисса, поиск единого пути к достижению поставленной цели.

Не хочу утруждать своего читателя глубинными рассуждениями на тему «История красоты в искусстве», но все-таки некоторый экскурс я проведу. Это позволит вам сформировать более четкое представление о том, как менялись каноны красоты от одной эпохи к другой.

История красоты в искусстве

То и дело, в обиходе нашей речи мы употребляем такие выражения как «греческий профиль», «греческий нос», «греческие пропорции»… О чем это говорит? О том, что в определении понятия красоты греки в свое время сыграли немаловажную роль. В V веке до н.э. Поликлит экспериментировал с формами. Он «подглядывал» за природой и ее лучшие формы воплощал в скульптурах и образах.

Еще больший вклад в осмысление идеальной красоты внес греческий скульптор Пракситель. Вспомним его Афродиту — это была первая фигура обнаженной богини любви. Последующие 100 лет человечество придерживалось именно его канонов красоты.

Идеалы греческой красоты служили фундаментом представлений о прекрасном и в эпоху Возрождения, однако теперь и художники, и скульпторы стремились совершенствовать женские лица. На смену идеалам красоты эпохи Возрождения пришла новая концепция — служители искусства намеренно нарушали естественные пропорции, представляя изысканные женские типажи с длинными пальцами, вытянутой шеей и высоким лбом.

В XVIII-XIX вв. идеал женской красоты колебался между классическими греческими изображениями и романтическими представлениями конкретного периода. К концу XIX века в моду вошли «кукольные женщины». Символ этой непорочной красоты — хрупкость, круглые бледные лица.

В современную эпоху идеалы красоты меняются каждое десятилетие, это обусловлено развитием кинематографа и телевидения. Несмотря на то, что каждой эпохе свойственно свое понимание красоты, следует осознать значимость эмоционального опыта в оценке внешности. Для пластического хирурга это крайне важно. Даже если вкусы, стили и стандарты красоты подвержены изменению, существуют пропорции и соотношение, которые играют ключевую роль в планировании омолаживающих и имиджевых операций на лице.

Факторы анализы лица

Перед каждой операций на лице хирург анализирует его. При этом в обязательном порядке учитывает ряд факторов, о которых мы сейчас и поговорим.

Пропорции лица

Лицо мы воспринимаем в комплексе его частей. Чтобы оно было гармоничным, отдельные его части (губы, глаза, нос, лоб, подбородок) должны находиться в определенной относительной пропорции. Ни одна часть лица не функционирует в отрыве от другой. Когда мы меняем что-то одно, оно обязательно отразится на общем восприятии внешности. Для пластического хирурга важно не нарушить баланс, а если его не было, то восстановить.

Когда ко мне приходит пациент, который планирует пластическую операцию на лице, я провожу анализ уже на первой очной консультации. Визуально разделяю лицо на 5 эстетических единиц: лоб, глаза, нос, губы и подбородок. Помимо этого учитываю еще уши и шею, так как они тоже играют немаловажную роль в восприятии лица в целом.

Теперь давайте рассмотрим каждую часть лица по отдельности и приведем для каждой из них свои особенности.

  • Лоб . Верхнюю треть лица занимает лоб. Эстетически привлекательный лоб, если рассматривать его в профиль, имеет незначительное выступание. Различают еще выступающий, плоский и покатый лоб.
  • Глаза . Они всегда привлекают к себе больше внимания, так как являются самой выразительной частью лица. Именно в области глаз проявляются первые признаки старения, поэтому забота о них должна быть своевременной и адекватной. Идеальные пропорции выражаются в следующем: ширина глаза от угла до угла равна 1/5 ширины лица. Расстояние от линии роста ресниц до складки на верхнем веке колеблется в пределах 7-15 мм,в зависимости от веса, толщины кожи и этнической принадлежности.
  • Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми

    Нос . Мы всегда фокусируем свой взгляд на носе человека ввиду его расположения на лице. Во время коррекции пластический хирург производит угловые измерения, учитывает степень выступания, длину носа, его ширину, анализирует базальный вид носа и вид сбоку.
  • Губы . Эта эстетическая единица лица более остальных подвержена внешним изменениям. Четкие контуры губ и полнота характерны для женщин молодого возраста, у возрастных пациентов отмечается уплощение губ, утрата контуров, появление красной каймы.
  • Подбородок . Передний край подбородка в идеале должен находиться на одной вертикали с бровями. Эстетически привлекательный подбородок должен быть выраженным как в фас, так и в профиль.
  • Уши . Верхняя граница уха должна находиться на одной горизонтальной линии бровной дуги, а нижняя граница должна совпадать с крыльями носа. Ширина уха должна составлять 55-60% от его длины.
  • Шея . Несмотря на то, что шея не является эстетической единицей лица, ее форма оказывает влияние на восприятие подбородка и всей нижней трети.

Я никогда не провожу хирургию лица ради хирургии лица. Для меня важно не только омолодить пациентку, но и улучшить ее внешность. Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми.

Тема: Пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Преподаватель: Умрихин С. В. Работу сделала: студентка группы 02 -2 ПЭ Зуева М. А.

Введение: В данной презентации мы рассмотрим пропорции и пластические точки лица. Лицо человека формируется за счет черепа, хрящей, жира и мышечной ткани, сейчас мы рассмотрим это подробнее.

Череп: Череп определяет форму головы, бровей, скулы, нижняя челюсть. Люди устроены одинаково, но всё равно очень разные. Достигается это за счёт довольно небольших вариаций, которые тем не менее человеческий мозг ухватывает моментально.

Мышцы головы и лица: Мышцы создают рельеф, так же они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения лица очень высока.

Мимические мышцы: Их специфика состоит в том, что они одним концом прикрепляются к костям, а другим - к коже или другим мышцам. Каждая мышца облечена в фасцию - соединительную оболочку (тонкую капсулу), которая есть у всех мышц.

Мимические мышцы делятся: Мышцы свода черепа: Надчерепная мышца; Поперечная выйная мышца; Передняя ушная мышца; Верхняя ушная мышца; Задняя ушная мышца; Мышцы окружности глаза: Мышца, сморщивающая бровь; Мышца гордецов; Круговая мышца глаза; Круговая мышца рта; Мышечная система носа: Носовая мышца: крыльная часть, поперечная часть; Мышца, опускающая перегородку носа; Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; Мышцы скул: Большая скуловая мышца; Малая скуловая мышца; Щечная мышца; Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца); Мышца, опускающая нижнюю губу; Мышца, поднимающая верхнюю губу; Подбородочная мышца.

Пропорции лица человека: Лица у людей очень разные, но есть общепринятые нормы по которым мы определяем пропорциональность лица человека: Пропорции: 1 - расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны; 2 - глаза находятся ровно посередине черепа; 3 - ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз); 4 - угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии; 5 - уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз); 6 - глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок) ; 7 - уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже); 8 - край нижней губы посередине основного отрезка.

Мы начинаем новую серию тематических статей о лице.
Лицо у человека всегда было и будет ключевой частью внешности. Именно на лицо мы обращаем внимание, подбираем вещи к лицу, привлекаем внимание и украшаем - лицо.
Форма лица, его пропорции, линии, черты влияют на впечатление о человеке, на его образ в целом. Поэтому очень важно учитывать особенности своего лица при создании образа и своего стиля.
В этой серии статей мы рассмотрим разные типы и формы лица, поговорим об особенностях подбора аксессуаров, украшений, макияжа с учетом особенностей лица, рассмотрим влияние тех или иных черт лица на восприятие внешности.

А начнем мы... с идеала:)
Чтобы определенно говорить о "больших глазах", "круглом лице", "маленьком носе" нужно в первую очередь определиться, что считать точкой отсчета.
Разумеется, речи о том, "сколько вешать в граммах", точнее, какого размера должны быть части лица в сантиметрах, быть не может.
Обычно, когда говорят о характеристиках черт лица, подразумевают пропорции, соотношение размеров разных частей лица между собой и их отношение к лицу в целом.
Так какие же пропорции считаются идеальными?

1. Соотношение длины лица (от линии, проходящей через нижнюю точку подбородка до линии роста волос) к ширине лица в самом широком месте составляет приблизительно 1,61 - так называемое "золотое сечение". Это соотношение длин двух отрезков друг к другу использовали еще античные математики, но широкое распространение - и в математике, и в живописи, и в архитектуре, и во многих других областях оно обрело с легкой руки Леонардо да Винчи.

2. Ширина лица по линии глаз равна длине глаза от внешнего уголка до внутреннего (без учета ресниц), умноженной на пять. При этом идеальное расстояние между внутренними углами глаз равно одной длине глаза. Расстояние от внешнего угла глаза до уха также равно одной длине глаза или чуть меньше. Здесь мнения разнятся: часть источников говорит о расстоянии между внешним углом глаза и краем лица, часть - о расстоянии между глазом и ухом.

3. Глаза находятся на линии, делящей голову горизонтально пополам. Речь идет не о лице, а о голове в целом - от линии по нижней точке подбородка до макушки. Линия глаз делит ее на две равные части.

4. Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.

5. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз:

6. Ширина рта равна расстоянию между радужками глаз. В некоторых источниках предлагается расстояние между зрачками глаз, но на самом деле погрешность здесь невелика:

Если соединить линиями точки внешних углов глаз (без учета ресниц) и точку середины края нижней губы, получится равносторонний треугольник:

7. Брови. Бровь начинается на линии, проходящей вертикально через внутренний угол глаза и линию крыла носа, а заканчивается в точке пересечения с линией, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза:

8. Уши расположены между линией глаз и линией носа, их размер соответствует расстоянию между этими линиями:

9. Высота подбородка равна длине глаза:

Это основные пропорции лица. Именно значительное отклонение от них в ту или иную сторону определяет значение характеристик "большой", "маленький", "низкий", "высокий" и так далее.

В следующий раз поговорим о способах определения пропорций своего лица, а также рассмотрим различные варианты форм лица.